Февраль
Народные дохристианские
названия – снежень, вьюговой, лютень, межень, бокогрей
Иногда еще в наших летописях
месяц февраль назывался свадьбами. Так, под 1402 годом Псковской летописи
писано: «явися звезда хвоститая на западной стороне, и восхождаше с прочими
звездами от свадеб до Вербной субботы». В Малороссии с XV в. месяц февраль
называли лютым (польское влияние); селяне же северных и средних губерний
русских и поныне зовут его бокогреем, потому как, выпущенный из хлевов, скот
выходит и греет бока на солнце.
Февраль с теплом - март с холодом и будет долгая
зима.
Февраль холодный и сухой - август жаркий.
Теплый февраль приносит холодную весну.
Если февраль дождливый, то такими же можно ожидать
весну и лето, а если погодливый (сухой), то предвещает засуху.
Туманы в феврале – ожидай год дождливый.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в
марте.
Посинеет воздух над лесом в феврале – ожидай
потепление.
Сиверки (холодные северные ветры) в феврале – к
урожаю.
Камень месяца аметист
01
|
Макарий.
Два
дня ясная погода - к ранней весне, если метель и снег - весна поздняя, с
осадками.
«На
Макария капель – в весну раннюю верь, а коль пасмурно или метель в середине
дня разгуляется – долго быть погоде метельной».
|
Именины:
Макар,
Савва, Федор
|
02
|
Ефим.
«На
Ефима метель – вся масленица метельная».
«На
Ефима в полдень солнце – будет ранняя весна».
|
Ефим, Инна,
Римма
|
03
|
|
Агния, Валериан, Евгений, Максим
|
04
|
Тимофей.
Полузимник. Тимофеевские морозы.
«Тимофей
Полузимник – ползимы прошло».
В
этот день пасечники осматривают пчел в омшанике. Прислушиваются к голосу семей
– если гул ровный, тихий, еле слышимый, без отдельных высоких нот, значит,
все хорошо и семья переносит зиму легко. Беспокойное, волнообразное
гудение, с отдельными, выпадающими из общей гармонии, высокими звуками (как
бы вскриками) – признак неблагополучия.
|
Макар,
Тимофей
|
05
|
|
Геннадий,
Климент
|
06
|
Аксинья
Полузимница, Полухлебница, Весноуказательница. Перелом зимы.
«Полузимница
пополам да не ровно делит зиму – к весне мужику тяжелее».
«Метель
на полухлебнице – подметет корм».
«На
Полухлебницу вёдро – весна красная. Какова Аксинья, такова и весна».
Если
ясная погода, то весна ранняя и солнечная. Если метель и снег - весна
поздняя и с осадками.
|
Герасим,
Иван, Ксения
|
07
|
|
Александр, Виталий, Григорий, Моисей, Феликс, Филипп
|
08
|
|
Аркадий, Иван, Иосиф, Мария, Семен, Федор
|
09
|
|
Иван
|
10
|
Ефрем
Сирин.
«Ефрем
Ветродуй принес ветер – к сырому холодному году».
Пронесся
ветер на Ефрема – не к добру летнему».
|
Ефрем,
Исаак, Феодосий
|
11‹
|
|
Герасим, Игнат, Лаврентий, Роман, Юлиан, Яков
|
12
|
|
|
13
|
|
Виктор, Иван, Никита
|
14
|
Трифон.
«Трифоны – перезимники».
«На
Трифона звезд много – весне длинная дорога».
Небо
звездное к поздней весне.
|
Петр,
Трофим
|
15
|
Сретение.
Сретенские
морозы. Сретенские оттепели. С давних времен этот день считался первой
встречей весны.
«На
Сретенье зима с летом (весной) встретились».
«На
Сретенье солнце на лето, зима на мороз».
«На
Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка,
от своего хотения только потеет (о Сретенских оттепелях)».
«На
Сретенье снежок – весной дожжок».
«На
Сретенье небо звездное – зима не скоро начнет плакать (весна поздняя)».
На
Сретенье коров выгоняют из хлевов «для пригреву».
На
сретенье вечером заклинают солнце. Если солнце перед закатом выглянет
сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы;
если же солнце вовсе не покажется, ожидай строгих Васильевских морозов (24
февраля). При заклинании солнца, вечером в Сретениев день, поют песни:
«Солнышко-ведрышко, выгляни красное из-за горы, выгляни, Солнышко, до
вешней поры».
Если
на Сретенье оттепель, то дождливое лето. Метель - весна холодная.
«Коль
на Сретение метель дорогу заметет, то корм весь подберет».
|
|
16
|
Симеон
и Анна.
В
народе этот день звался «Починки». Осматривали и чинили летнюю сбрую.
Недаром говорится: «Готовь сани летом, а телегу зимой». В этот день варят
соломату: «Приехала соломата на двор, расчинай починки».
Полагают,
что в эту ночь домовой заезжает лошадей. В отвращение зла привязывают на
шею лошадям кнут и онучи: домовой тогда не смеет дотронуться до лошади,
воображая, что на ней сидит сам хозяин.
От
16 до 24 февраля ожидается семь крутых утренников: три до Власия (24
февраля) да три после Власия и один на самого Власия.
|
Адриан,
Анна, Влас, Николай, Роман, Семен
|
17
|
Никола
Студеный.
Редкий
год на Руси в это время не бывает морозов.
«На
Студеного Николу снегу навалит гору».
«Никола
студеный на мороз тароват».
«Лишь
бы с Кирилла и Афанасия пережить Власия».
Время
звериных свадеб.
|
Кирилл,
Николай, Георгий
|
18‹
|
Агафии-поминальницы, заступницы, коровницы.
День святой мученицы Агафьи народная Русь называла
«поминальницей». Так как в этот день поминаются отошедшие в иной мир отцы,
праотцы, деды, прадеды.
Считали Агафью также заступницей от пожара и в
день ее памяти освящали хлеб с солью, который хранился в домах, как
надежнейшее средство от огня. Во время пожара бросали этот хлеб с солью в
огонь или в сторону, в поле, чтоб огонь туда ушел.
«На Агафью коровья смерть по селам ходит».
По поверью, чтобы не пускать ее во двор и
предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями,
пропитанными дегтем, от которых коровья смерть бежит без огляда.
Считали, что Агафья оберегает коров от
болезней и просили6 «Агарья-коровница, береги коров».
|
Агафия,
Макар, Феодосий
|
19
|
Вукола
телятника.
На день Вуколы телятся жуколы (т. е. черные коровы).
«Придут
Вуколы – перетелятся все жуколы».
Заботились
о благополучном исходе весеннего отела коров.
|
Максим,
Мария, Марфа, Христина, Юлиан
|
20
|
|
Лука
|
21‹
|
Захарий Серповидец.
«На Захария Серповидца гляди серпы на лето».
Захарию Серповидцу молились жницы. В этот день серпы кропили крещенскою
водою.
«Не тогда серпы точить, когда на жниво
идтить».
|
Захар,
Савва, Федор
|
22
|
|
Геннадий, Панкрат, Иннокентий, Никифор
|
23
|
|
Анна, Валентина, Полина, Порфирий, Прохор
|
24
|
Власьев день.
«Пришел Власьев день, пришли и Власьевские
морозы». «Власий, сшиби рог с зимы».
«Об ину пору мороз обожжет на Власия до слез».
Власьевские оттепели.
«Прольет Власий маслица на дороги, зиме пора
убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором следом».
Празднование этого дня сохранило много
обрядов, связанных с представлением о языческом славянском боге Велесе,
покровителе стад: «Власьев день – коровий праздник». «У Власия и борода в
масле», - воспоминание о пожертвованиях Велесу маслом.
|
Влас,
Всеволод, Гавриил, Дмитрий
|
25
|
|
Алексей,
Антон, Евгений, Мария
|
26
|
|
Зоя, Светлана, Семен, Степан
|
27
|
|
Исаакий, Кирилл, Константин, Михаил, Федор
|
28
|
Онисим Зимобор. Василия капельника.
Зима становится безрогой. В этот день зима с
весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть».
Полагают, что в этот день бывает всегда
оттепель.
Онисима-овчары.
«На онисима овчары окликают звезды, чтобы овцы
лучше ягнились. Заботливые хозяева заранее уговаривают овчаров на сей
подвиг. Вечером, когда появятся звезды, выходят оба за околицу и кладут на
все четыре стороны по три поклона. Овчар становится на руно и прозносит
слова: «Засветись звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному;
загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда ясная,
на двор к рабу Божьему (имя). Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым
белояровых овец у раба Божьего (имя). Как по поднебесью звездам несть
числа, так бы у раба Божьего (имя) уродилось овец боле того». После сего
окликания хозяин приводит овчара в избу и угощает».
В селениях Рязанской и Тульской губерний исстари
был обычай выставлять семена на три утренние зари на мороз и потом
откладывать их к будущему посеву. Обычай этот назывался «семенное».
Рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и
конопли, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день
выставляли его на утреннюю «зарю», с уверенностью, что вся пряжа будет
бела, чиста и крепка. Этот обычай звался «зорнить пряжу».
|
Ефросиния,
Онисим
|
29
|
Касьяна
грозного (раз в четыре года, по високосным годам).
Зинул Касьян на крестьян.
Наш Касьян на что ни взглянет - все вянет.
|
|
|