|
|||||||
|
|||||||
Примечали
наши деды... Старайся наблюдать
различные приметы. Пастух и земледел в младенческие леты, Взглянув на небеса на западную тень, Умеют уж предречь и ветр, и ясный день, И майские дожди, младых полей отраду, И мразов ранний хлад, опасный винограду. Так, если лебеди на лоне тихих вод Плескаясь вечером, окликнут твой приход, Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи, Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий, Иль бьющий в окна град... А. С. Пушкин. Приметы.
Пролог
Иногда
исподволь начинает подкрадываться стылый туман. Вначале он едва уловим, ему
не придаешь значения, - так, пробежал легкий холодок по душе, и снова
солнышко. Но вот ты начинаешь ощущать эту прохладу все чаще и чаще, наплывает
невидимо тихо душевный озноб, сырость среды смежает твои веки, и ты
оказываешься в сырой густой пелене этого тумана одиночества. Ты вздрагиваешь,
озираешься вокруг в надежде увидеть теплый свет, протянутую руку, но вокруг
одна непроглядная стылая, серая, обволакивающая пелена... Постепенно ты привыкаешь к
этому состоянию души, все слабее и слабее становится воля к сопротивлению, и
вот ты сам уже часть этого тумана. Ты дробишься на мельчайшие капли, ты
размываешься, растворяешься, и каждая эта капля бывшего тебя еще несет в себе
память о целом, но и она, память, тоже начинает исчезать... 11 Нет памяти о прежнем; да и о
том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Еккл.
1, 11 Яркий,
теплый свет вдруг возвращает тебя из этого небытия в жизнь, но ты, как
воскрешенный Лазарь, уже не умеешь смеяться, не умеешь радоваться во всей
полноте, туман одиночества оставил зримый рубец на твоей душе. Ты живешь в
боязни ожидания, ожидания нового наплыва этой безысходности. Одиночество
поставило свою печать на тебе, и неприкаянность становится твоим уделом. Когда ощущаю
я первое прикосновение этого прохладного ветра тумана, я ухожу в надвременье,
я ухожу в мир прошлого и будущего, слитых воедино, я ухожу в стадную память
людскую, в память веков прошедших и будущих, я иду к народным приметам. Удивительная
эта вещь, народные приметы! В языке их детской наивности – мудрость веков
наблюдений, систематизации, осмысления. В языке их детской наивности – забота
и предупреждение, сканая вязь прошлого с будущим, надвременье... Сделал себе
месяцеслов и установил его в напоминатель (remind). Включаю компьютер, и вот
знаю уже от него о дне нынешнем и о том, каковым представал он в бывальщине
давней, что сулит он собой на будущее: загуляют ли ветры стылые, градобой ли
грядет или сухолетье – только внимай чутко... Маленький
экскурс в историю «приметного» календаря на Руси. Самым старинным
календарем на Руси принято чтить рукописный календарь 1670 года. В 1702 году
Копиевский в Амстердаме издал «Святцы или календарь» - первый печатный
календарь. Но самым известным стал «Брюсов календарь», хотя Я. Брюс был всего
лишь поставлен Петром I «наблюдать за изданием», а
«собран и издан» он был, как указано в самом календаре, «тщанием библиотекаря
Василия Киприянова». Прославился же этот календарь прежде всякого тем, что
имел в себе кроме дней недели, указания времени восхода и захода солнца в
Москве, прогнозы погоды, рецепты здоровья и астрологические предсказания. Наблюдать же
за погодными явлениями на уровне «государевом» опять же от Петра I
стали. В 1721 году Петр I повелел Меншикову А. Д.: «
Когда дерева станут раскидываться, тогда велите присылать нам весточки оных
понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее
началась весна». А его же, государя, указом от дня 28 марта 1722 года,
предписывалось адмиралу Крюйсу вести систематические записи о состоянии погоды
в Петербурге. С 1728 года
Российской Академией Наук начал издаваться «Календарь или месяцеслов на лето
от Рождества Господа нашего Иисуса Христа 1728, указующим затмения солнечныя,
месячная рождения и полны месяц с четвертями». Во второй
половине 18-го века караульным у кремлевской стены вменялось в обязанность
отмечать величину мороза, наступление метели, толщину снежного покрова,
характеристики ветра, града, грозы и другие показатели погоды. С 1864 года
начал выходить в свет «Киевский народный календарь» с предсказаниями погоды
на каждый месяц, а в январе 1872 года вышел первый «Ежемесячный
метеорологический бюллетень Главной физической обсерватории». В 1921 году
была основана метеорологическая служба послереволюционной России, работающая
и в наши дни. Со времен
досюльных и поныне... А что ж
народные наблюдения? Природа
переменчива и год наступивший, никогда не повторит прошедший, и каждый
приходящий день сокрывает в себе
нечто особенное, лишь ему присущее, и каждая новая весна приходит со своим
очарованием и со своими капризами. Однако, соборный ум народный пытлив,
настойчив и он уловил в этом хаосе кажущихся случайностей природных явлений
некие общие закономерности, в какой-то мере разобравшись в их природном
механизме. Безусловно,
те общие прогнозы народного календаря, которые сегодня доступны каждому
мало-мальски любознательному человеку, всегда нужно соотносить с тем местом,
где ты живешь, так же, как архангелогородец и своим летом не бегает в одной
набедренной повязке, а негру из Замбии не нужна шуба из песцового меха. Я уже
говорил об удивительной вязи примет народных. Будто парчовая ткань узорчатая,
сплетены они из десятков знаковых нитей: по весне судят об осени, по зиме – о
лете и наоборот. Солнце и луна, цвет заката и ночные зарницы, луна и звезды,
облака и туманы, падение капель дождя и ветер от стороны света, птицы и
звери, домашние животные и растения, - вот тот далеко не полный набор, из
которого и ткут парчу приметы. Потому и не угасает к ней интерес людской. К началу года |
|||||||